ЦССПЕ "АЛЬФА" - боевые искусства

Главная
 НОВОСТИ                                            

СЕКЦИИ                                                 

ВСЁ О КЛУБЕ                                      


МЕДИА                                                  



Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Martial Taekwon-do League
Наша группа "Вконтаке"
Наша группа в "Одноклассники"
Спортивный клуб "Гепард"
 "Центральная школа каратэ"
Весь боевой интернет
Краснодарская федерация
Таэквон-до ИТФ


Наши партнёры




Статистика












     


Боевые искусства как способ социализации в современном мире


Введение

Развитие любого вида боевых искусств в определенном интервале можно рассматривать только в непосредственной связи с его содержательной составляющей.
Возникнув как средство и способ борьбы за выживание, боевые искусства с течением времени оформились в систему знаний о ведении ближнего боя и методов подготовки тела и психики человека к условиям боевых действий. Несмотря на то, что в современном мире практическая составляющая боевых искусств значительно снизила свою актуальность, социальная многоплановость боевых искусств не утратила своей значимости.

Боевые искусства как личная техника безопасности человека в социальном окружении.
В любой стране люди не застрахованы от проявления агрессии по отношению к себе или своему ближайшему окружению со стороны деструктивных элементов социума — от банального хулиганского нападения до угрозы оказаться жертвой террористической агрессии или бандитского нападения. Владение навыками самозащиты, знание правил поведения в экстремальных ситуациях может однозначно повысить шансы сохранить жизнь и здоровье себе и своим близким. Именно этот фактор является определяющим, когда люди записываются на курсы боевых искусств или отдают своих детей в специализированные спортивные клубы.

Оздоровительный эффект

Оздоровительный аспект занятий боевыми искусствами несомненен. Характерной особенностью восточных боевых искусств является сочетание движений тела с дыханием и определенной работой сознания (наиболее характерным примером является концентрация внимания на выполняемом движении в сочетании с определенным видом дыхания). Таким образом, одновременно с тренировкой тела происходит воздействие на психо-эмоциональную сферу занимающихся. Правильное дыхание в сочетании с определенными движениями укрепляет внутренние органы, что оказывает мощный оздоровительный эффект. Кроме того, в боевых искусствах, также как и в традиционной китайской медицине, повсеместно используется принцип «малых доз». Упражнения выполняются не очень много раз, но регулярно, изо дня в день. Так год за годом практики человек добивается поразительных результатов.

Воспитательная функция боевых искусств

Традиционно в боевых искусствах ученикам прививаются определенные морально-этические качества. Это связано с тем, что овладение техникой рукопашного боя делает человека потенциально опасным для общества. Чтобы нанести ущерб другому человеку, ему не нужно никакого оружия — его тело уже стало оружием. И одной из основных задач обучения является научить занимающихся контролировать свою психику, соблюдать определенные морально-этические принципы и разделять ценности своего социального окружения.

Экономический аспект боевых искусств в современном мире

Сегодня боевые искусства развиваются во многих странах, что вносит определенную национальную специфику и разнообразие. Китайское ушу, японские дзюдо, каратэ, айкидо, кэндо, корейские тхэквондо и хапкидо, английский бокс, русское самбо, вьетнамское вьетводао, таиландский муай-тай, интернациональные К-1 и ММА — список боевых искусств, разивающихся в современном мире, огромен. По всему миру работают сотни тысяч федераций, ассоциаций и клубов боевых искусств. Бокс, спортивная борьба, дзюдо и тхэквондо включены в официальную программу летних Олимпийских игр. В современном обществе боевые искусства — это в большей степени спортивные единоборства и фитнес, служащие укреплению здоровья и психики, эффективным средством саморазвития, чем системы профессионально-прикладной подготовки.

Боевые искусства в системе профессионально-прикладной подготовки.

Боевые искусства используются в профессионально-прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных структур, отдельных специальных подразделений во всех без исключения странах мира. Конечно, прикладная значимость сейчас не та, что в прошлые века, однако определенные умения и навыки по-прежнему необходимы и тем, кто защищает интересы своих стран с оружием в руках, и тем, кто охраняет покой мирных граждан в своей стране, и уж тем более сотрудникам спецподразделений.

Культурно-исторический аспект боевых искусств

Восточные боевые искусства очень тесно интегрированы в культуру и традиции своих стран, западные — в меньшей степени. Однако взаимовлияние культуры общества и боевых искусств наблюдается повсеместно. Очень характерным является посещение премьер-министром РФ В.В. Путиным монастыря Шаолинь в провинции Хэнань во время одного из своих визитов в КНР. Это показывает какое культурное значение Правительство КНР придает китайскому боевому искусству ушу.

Медицинский аспект боевых искусств

Многие комплексы и упражнения боевых искусств адаптированы для лечения некоторых заболеваний и восстановления организма после болезней.

Эстетический аспект боевых искусств

Движения боевых искусств, выполняемые хорошим мастером, завораживают зрителя. Эстетика скорости, мощи и грации не может оставить равнодушным, приглашая зрителя оценить истинную красоту и художественную выразительность по своей сути боевых движений. При организации показательных выступлений используются специальные костюмы, аксессуары (как правило различные виды холодного оружия), иногда выступления сопровождаются световым и звуковым оформлением, декорациями, превращаясь в поистине феерическое шоу.

Резюмируя сказанное выше, необходимо отметить, что боевые искусства не только не утратили своей значимости в современном мире, но напротив, — приобрели социальную многоплановость, адаптировав свою содержательную часть к значимым для общества аспектам, обогатив теорию и методику преподавания современными научными разработками, что позволяет им по-прежнему оставаться эффективной системой социализации личности в современном мире.


Морально-этическое воспитание в боевых искусствах


Массовое развитие боевых искусств в мире за последние 20-30 лет неразрывно связано с комплексом морально-этических качеств, являющимся важным блоком психологической подготовки занимающихся боевыми искусствами. Именно в боевых искусствах, ставших одним из самых востребованных видов массовой физической культуры за последние десятилетия, блок морально-этической подготовки стал позиционироваться как важный аспект саморазвития личности, не только неразрывно связанный с остальными аспектами подготовки (технической, тактической, функциональной), но и в какой-то степени более значимый, чем другие.

Если в спорте высших достижений этот фактор себя проявляет не всегда и не в полном объеме, то значимость такого подхода для массового спорта невозможно переоценить.
В основе такого подхода находится ритуализация некоторых аспектов тренировки: поклон национальному флагу в начале и в конце тренировки, поклон залу, наставнику и т.д. Эти небольшие аспекты ритуализации некоторых действий, выполняющихся с определенной периодичностью формируют первый импульс к развитию дисциплинированности, формируют ростки коммуникативной культуры личности, основанной на уважении и толерантности. Занятия боевыми искусствами при плохой организации тренировочного процесса могут быть травматичными. Поэтому фактор дисциплины на занятиях играет очень весомую роль. Вообще, ритуализация характерна для всей восточной культуры. Восходя к трудам Конфуция, вопросы ритуализации как элемента морально-этического воспитания стали известны на Западе уже в 18 веке. Немецкий философ Лейбниц в работе «Новое о Китае» писал: «До сих пор нам не было известно, что существует народ, этика которого еще совершеннее нашей, а социальное поведение превосходит наше. Китай заставил нас опомниться».


Приняв правила игры, занимающийся продолжает углублять свои познания в морально-этических составляющих процесса обучения. Система технической квалификации, выраженная в ученических и мастерских уровнях подготовленности и соответствующих им поясов — цветных (ученических) и черных (мастерских) — помогает осознать важность иерархии в коллективе (как срезе общества в целом) в зависимости от приобретенных знаний и затраченных усилий.


Постепенно поведенческая этика подводит занимающихся боевыми искусствами к пониманию более сложных морально-этических ценностей. В зависимости от вида и школы боевых искусств форма, естественно, меняется, но суть остается неизменной на протяжении веков. Одной из самых ранних форм передачи моральных ценностей, или «боевой добродетели», как называли это в древности, являются истории об известных мастерах боевых искусств, в которых основной акцент делается на описании их моральных качеств, а не боевой мощи. В качестве примера приведем известный случай из жизни китайского мастера ушу Хо Юаньцзя, основателя первой в мире организации боевых искусств «Цзинь У» в начале 20-го века.


Однажды состоялся поединок между его первым учеником мастером Лю Чжэньдуном и известным мастером одного из южных стилей ушу Чжан Гуаньу. Бой продолжался с небольшими перерывами почти до вечера и закончился вничью: противники оказались равны друг другу. На второй день на помост решил подняться сам Хо Юаньцзя. Он быстро сломил защиту соперника и, захватив своей правой рукой правую руку Чжана, а левой ногой заступив за его ноги, обвил левой рукой поясницу противника и мощным движением оторвал его от помоста. Публика замерла, ожидая неизбежного броска. Но тут Хо Юаньцзя спокойно произнес:«Не стоит мне быть невежливым. Прошу прощения», — и осторожно опустил могучего бойца на ноги. Публика вначале замерла от удивления, а затем взорвалась одобрительными криками и аплодисментами. Чжан Гуаньу признался: «Хо Юаньцзя поистине обладает не только блестящим боевым мастерством, но и высочайшей боевой добродетелью и действительно достоин уважения».

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что морально-этическая подготовка, являясь составной частью тренировочного процесса в боевых искусствах при правильной организации может являться не только мощным воспитательным фактором, но и способствовать повышению массовости, служить надежным средством профилактики травматизма на занятиях боевыми искусствами, а также выступать эффективным средством психологической реабилитации.


Союз Тхэквондо России

Центр спортивных и служебно-прикладных единоборств "Альфа" (ОГРН 1127799000933)
тел.+7 (916) 755-13-10, E-mail: acs-07@yandex.ru
125445 Россия, Москва, м.Речной вокзал, ул.Смольная, д.63 Б
2007- 2017
Используются технологии uCoz